Редакция от 17 авг 2018

Как организовать обучение родному языку с сентября 2018 года

Н.А. Баранникова, Е.Ю. Самсонова

Какой язык преподавать в качестве родного

Родной язык – язык из числа народов России, в том числе русский. Изучение родного языка входит в обязательную часть школьной программы. Родной язык изучают в рамках предметных областей: «Родной язык и литературное чтение на родном языке» – в начальной школе и «Родной язык и родная литература» – в основной и старшей школе.

Выбор языка – право родителей (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Чтобы воспользоваться этим правом, они должны подать письменное заявление на имя директора (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В качестве родного можно выбрать любой язык из числа народов России: как национальный язык республики, так и русский. При этом нельзя преподавать второй язык республики в ущерб русскому (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Внимание: в новом учебном году Рособрнадзор проверит, как в школах преподают родной язык и родную литературу и соблюдают право граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов России. Чтобы пройти проверку, нужно внести изменения в образовательные программы уровней общего образования, разработать рабочую программу по предмету и внести изменения в учебный план (письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192).

Образец заявления на изучение родного языка

 

 

Предметные области
Родной язык изучают в рамках обязательных предметных областей: «Родной язык и литературное чтение на родном языке» – в начальной школе и «Родной язык и родная литература» – в основной и старшей школе

Ситуация: можно ли родителям выбрать в качестве родного языка русский, если школа находится в субъекте РФ, где есть второй государственный язык

Да, можно.

Новая редакция Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ закрепила свободу выбора в изучении в том числе государственного языка субъекта РФ. Теперь родители самостоятельно выбирают язык обучения и родной язык для изучения (ч. 6 ст. 14 Закона № 273-ФЗ). Государственный язык республики можно ввести в ту часть учебного плана, которую формируют участники образовательных отношений, на основе опросов родителей и учеников (письмо Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08).

Чтобы включить в расписание родной язык, убедитесь, что в школе есть необходимые условия: рабочая программа, компетентные педагоги и учебные издания. Если все условия есть – добавьте родной язык в учебный план и закрепите его в локальном акте школы. Если в одном классе хотят изучать разные родные языки, то организуйте обучение по аналогии с иностранными языками – разделите учеников на группы.

Ситуация: можно ли отказать родителям, которые хотят выбрать редкий родной язык

Да, можно.

Выбор родного языка ограничен возможностями системы образования. Если вы закрепили список языков для изучения в локальном акте школы, то родители должны выбрать язык из этого списка (ч. 4 и 5 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Дополнительно аргументируйте отказ тем, что в школе больше нет детей, которые заинтересованы в изучении редкого языка в качестве родного, и в образовательной системе города или района нет таких преподавателей. Рекомендуйте родителям обратиться к учредителю и предложите им выбрать родной язык, который включили в учебный план и локальный акт школы.

Какие условия создать для изучения родного языка

Прежде чем внести предметы по родному языку в расписание, проведите предварительную работу и создайте необходимые условия:

1. Составьте перечень языков, которые могут преподавать в вашей школе. Соберите письменные заявления родителей, в которых они выражают свое согласие на изучение их детьми того или иного языка (письмо Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08).

2. Убедитесь, что школа располагает кадровым ресурсом и необходимыми учебниками. Обеспечьте каждого ученика и преподавателя учебником в печатной и (или) электронной форме по каждому учебному предмету, который входит в обязательную часть учебного плана, в том числе по родному языку.

Совет: учебник выбирайте из перечня, который утвержден приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253.

Учебников по родному русскому языку или литературному чтению на родном русском языке в перечне нет, поэтому используйте учебник по русскому языку (или литературному чтению) и адаптируйте его под изучение родного языка. Дополнительно используйте учебные пособия, которые допускают к использованию при реализации образовательных программ (ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

3. Издайте локальный акт, в котором укажите, какой язык или языки будут изучать учащиеся. Например, положение о порядке организации изучения родных языков (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Согласуйте документ с коллегиальным органом образовательной организации.

4. Внесите изменения в основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования:

·         в целевых разделах опишите планируемые результаты освоения учащимися предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература»;

·         в содержательные разделы включите рабочие программы предметов по родному языку. Рабочие программы школа разрабатывает самостоятельно – создайте для этого рабочую группу педагогов и обсудите проекты на педагогическом совете;

·         в организационных разделах измените учебные планы – укажите предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература».

Образец приказа о внесении изменений в основные образовательные программы

Описание: https://vip.1obraz.ru/system/content/image/52/1/-2857085/

Форма документа
Н
е утверждена. Учитывайте региональные и муниципальные правовые акты

Право на выбор языка
Выбор языка – право родителей. Чтобы воспользоваться этим правом, они должны подать письменное заявление на имя директора

Целевые разделы ООП
В целевых разделах ООП опишите планируемые результаты освоения учащимися предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература»

Организационные разделы ООП
В организационных разделах ООП измените учебные планы – укажите в них предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература»

Содержательные разделы ООП
В содержательные разделы ООП включите рабочие программы предметов по родному языку

Отметка о направлении в дело
Отметку оформляйте после того, как завершили работу с документом

Скачать

Внимание: разрабатывайте образовательные программы по ФГОС с учетом примерных основных и рабочих программ по предметам.

Есть примерная программа курса «Русский родной язык» для учащихся 5–9-х классов. Познакомиться с ее содержанием можно на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ. Программа выполняет несколько функций: поддерживает основной курс русского языка, позволяет изучить особенности русского языка в разных регионах и усовершенствовать коммуникативные навыки и культуру речи учащихся. Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 245 часов.

Как ввести родной язык в учебный план

Учебный план – часть основной образовательной программы по каждому из уровней общего образования. Учебный план утверждают вместе с основной образовательной программой приказом. Укажите в плане общий объем нагрузки, состав и структуру предметных областей, распределите учебное время на их освоение по классам и учебным предметам. В начальной школе родной язык изучают на уроках «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке», а в основной и старшей школе – «Родной язык» и «Родная литература».

Учебный план состоит из обязательной части и части, которую формируют участники образовательных отношений. Предметы по родному языку включайте в обязательную часть учебного плана (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Количество часов на изучение предметов школа определяет самостоятельно. В интересах учащихся можно углубить, расширить и увеличить количество часов на изучение того или иного предмета, в том числе родного языка (письмо Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08). Количество учебных планов должно соответствовать количеству и уровням реализуемых основных образовательных программ.

Основная образовательная программа может включать один или несколько учебных планов. Например, в школе одновременно могут быть:

·         учебный план для классов, которые обучаются в рамках ФКГОС, утвержденного приказом Минобразования от 05.03.2004 № 1089;

·         учебный план для начальных классов, которые обучаются в рамках ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;

·         учебный план для классов основной школы, которые обучаются по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;

·         учебный план для классов старшей школы, которые обучаются по ФГОС среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;

·         индивидуальные учебные планы.

В классах, которые обучаются в рамках ФКГОС, утвержденного приказом Минобразования от 05.03.2004 № 1089, изучение родного языка возможно в рамках федерального, регионального и школьного компонента (письмо Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08).

Ситуация: можно ли не вводить родной язык в учебный план, если родители выбрали русский язык в качестве родного, но в учебном плане уже есть предмет «Русский язык»

Нет, нельзя.

«Русский язык» и «Родной язык» – это разные предметы из разных предметных областей (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). Изучать их нужно отдельно.

Ситуация: как сдавать ГИА по родному языку

Школьники, которые изучали родной язык из числа языков народов РФ и литературу на родном языке, могут выбрать экзамен по родному языку и (или) родной литературе (п. 4 Порядка проведения ГИА). Экзамен по выбору в рамках государственной итоговой аттестации проводят в порядке, который установлен региональными органами управления образованием (ч. 13 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Примеры учебных планов по образовательным предметам «Родной язык» и «Родная литература»

Фрагмент учебного плана для начальной школы

На примере 1-х классов

(Обязательная часть)

Предметные области

Классы

Количество часов в неделю

Предметы

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

3,8

3,8

3,8

3,8

Литературное чтение

1,8

1,8

1,8

1,8

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Родной язык

0,2

0,2

0,2

0,2

Литературное чтение на родном языке

0,2

0,2

0,2

0,2

Фрагмент учебного плана для основной школы

На примере 5–6-х классов

(Обязательная часть)

Предметные области

Классы

Количество часов в неделю

Предметы

Русский язык, литература

Русский язык

3,8

3,8

5

5

Литература

1,8

1,8

2

2

Родной язык и родная литература

Родной язык

0,2

0,2

 

 

Родная литература

0,2

0,2

 

 

Фрагмент учебного плана для старшей школы

На примере 10–11-х классов, профиль: физико-химическое направление

(Часть, формируемая участниками образовательного процесса)

Предметные области

Классы

Количество часов в неделю

Предметы

10А

11А

Русский язык, литература

Русский язык (практикум)

0,6

1

Литература

 

 

Родной язык и родная литература

Родной язык

0,2

 

Родная литература

0,2

 

© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru
Дата копирования: 10.09.2018