Редакция от 17 авг 2018
Н.А. Баранникова, Е.Ю. Самсонова
Родной язык – язык из числа народов
России, в том числе русский. Изучение родного языка входит в обязательную часть
школьной программы. Родной язык изучают в рамках предметных областей: «Родной
язык и литературное чтение на родном языке» – в начальной школе и «Родной язык
и родная литература» – в основной и старшей школе.
Выбор языка – право родителей (п. 1 ч.
3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Чтобы воспользоваться
этим правом, они должны подать письменное
заявление на имя директора (ч. 6 ст.
14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В
качестве родного можно выбрать любой язык из числа народов России: как
национальный язык республики, так и русский. При этом нельзя преподавать
второй язык республики в ущерб русскому (ч. 3
ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Внимание: в новом учебном году Рособрнадзор проверит, как в школах
преподают родной язык и родную литературу и соблюдают право граждан на
добровольное изучение родного языка из числа языков народов России. Чтобы
пройти проверку, нужно внести изменения в образовательные программы уровней
общего образования, разработать рабочую программу по предмету и внести
изменения в учебный план (письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192).
Образец заявления на изучение родного языка
Предметные области
Родной язык изучают в рамках обязательных предметных областей: «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» – в начальной школе и «Родной язык и
родная литература» – в основной и старшей школе
Ситуация: можно ли родителям выбрать в качестве родного языка
русский, если школа находится в субъекте РФ, где есть второй государственный
язык
Да, можно.
Новая редакция Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ закрепила свободу выбора в изучении
в том числе государственного языка субъекта РФ. Теперь родители самостоятельно
выбирают язык обучения и родной
язык для изучения (ч. 6
ст. 14 Закона № 273-ФЗ). Государственный язык республики можно ввести в ту часть
учебного плана, которую формируют участники образовательных отношений, на
основе опросов родителей и учеников (письмо
Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08).
Чтобы включить в расписание родной
язык, убедитесь, что в школе есть необходимые условия: рабочая программа,
компетентные педагоги и учебные издания. Если все условия есть – добавьте
родной язык в учебный план и закрепите его в локальном акте школы. Если в одном
классе хотят изучать разные родные языки, то организуйте обучение
по аналогии с иностранными языками – разделите учеников на группы.
Ситуация: можно ли отказать родителям, которые хотят выбрать редкий
родной язык
Да, можно.
Выбор родного языка ограничен
возможностями системы образования. Если вы закрепили список языков для изучения
в локальном акте школы, то родители должны выбрать язык из этого списка (ч. 4 и
5 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Дополнительно
аргументируйте отказ тем, что в школе больше нет детей, которые заинтересованы
в изучении редкого языка в качестве родного, и в образовательной системе города
или района нет таких преподавателей. Рекомендуйте родителям обратиться к
учредителю и предложите им выбрать родной язык, который включили в учебный план
и локальный акт школы.
Прежде чем внести предметы по
родному языку в расписание, проведите предварительную работу и создайте
необходимые условия:
1. Составьте перечень языков,
которые могут преподавать в вашей школе. Соберите письменные
заявления родителей, в которых они выражают свое согласие на изучение их детьми
того или иного языка (письмо
Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08).
2. Убедитесь, что школа
располагает кадровым ресурсом и необходимыми учебниками. Обеспечьте каждого
ученика и преподавателя учебником в печатной и (или) электронной форме по
каждому учебному предмету, который входит в обязательную часть учебного плана,
в том числе по родному языку.
Совет: учебник выбирайте из перечня, который утвержден приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253.
Учебников по родному русскому языку
или литературному чтению на родном русском языке в перечне нет, поэтому
используйте учебник по русскому языку (или литературному чтению) и адаптируйте
его под изучение родного языка. Дополнительно используйте учебные пособия,
которые допускают к использованию при реализации образовательных программ (ст. 18
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
3. Издайте локальный акт, в котором
укажите, какой язык или языки будут изучать учащиеся. Например, положение о
порядке организации изучения родных языков (ч. 6
ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Согласуйте
документ с коллегиальным органом образовательной организации.
4. Внесите
изменения в основные образовательные программы начального, основного и
среднего общего образования:
·
в целевых разделах опишите
планируемые результаты освоения учащимися предметных областей «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература»;
·
в
содержательные разделы включите рабочие программы предметов по родному
языку. Рабочие программы школа разрабатывает
самостоятельно – создайте для этого рабочую группу педагогов и обсудите
проекты на педагогическом совете;
·
в
организационных разделах измените учебные планы – укажите предметные
области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и
родная литература».
Образец приказа о внесении изменений в основные образовательные программы
Форма документа
Не утверждена. Учитывайте региональные и муниципальные правовые акты
Право на выбор языка
Выбор языка – право родителей. Чтобы воспользоваться этим правом, они должны
подать письменное заявление на имя директора
Целевые разделы ООП
В целевых разделах ООП опишите планируемые результаты освоения учащимися
предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и
«Родной язык и родная литература»
Организационные разделы ООП
В организационных разделах ООП измените учебные планы – укажите в них
предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и
«Родной язык и родная литература»
Содержательные разделы ООП
В содержательные разделы ООП включите рабочие программы предметов по родному
языку
Отметка о направлении в дело
Отметку оформляйте после того, как завершили работу с документом
Внимание: разрабатывайте образовательные программы по ФГОС с учетом примерных основных и рабочих программ по предметам.
Есть примерная
программа курса «Русский родной язык» для учащихся 5–9-х классов.
Познакомиться с ее содержанием можно на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ.
Программа выполняет несколько функций: поддерживает основной курс русского
языка, позволяет изучить особенности русского языка в разных регионах и
усовершенствовать коммуникативные навыки и культуру речи учащихся. Программа
рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 245 часов.
Учебный план –
часть основной
образовательной программы по каждому из уровней общего образования. Учебный
план утверждают вместе с основной образовательной программой приказом. Укажите
в плане общий объем нагрузки, состав и структуру предметных областей,
распределите учебное время на их освоение по классам и учебным предметам. В
начальной школе родной язык изучают на уроках «Родной язык» и «Литературное
чтение на родном языке», а в основной и старшей школе – «Родной язык» и «Родная
литература».
Учебный план состоит из
обязательной части и части, которую формируют участники образовательных
отношений. Предметы по родному языку включайте в обязательную часть учебного
плана (п. 19.3
ФГОС НОО, п.
18.3.1 ФГОС ООО, п.
18.3.1 ФГОС СОО).
Количество часов на изучение
предметов школа определяет самостоятельно. В интересах учащихся можно углубить,
расширить и увеличить количество часов на изучение того или иного предмета, в
том числе родного языка (письмо
Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08). Количество учебных планов должно
соответствовать количеству и уровням реализуемых основных образовательных
программ.
Основная образовательная программа
может включать один или несколько учебных планов. Например, в школе
одновременно могут быть:
·
учебный
план для классов, которые обучаются в рамках ФКГОС, утвержденного приказом
Минобразования от 05.03.2004 № 1089;
·
учебный
план для начальных классов, которые обучаются в рамках ФГОС начального общего
образования, утвержденного приказом
Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;
·
учебный
план для классов основной школы, которые обучаются по ФГОС основного общего
образования, утвержденному приказом
Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;
·
учебный
план для классов старшей школы, которые обучаются по ФГОС среднего общего
образования, утвержденному приказом
Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;
·
индивидуальные
учебные планы.
В классах, которые обучаются в
рамках ФКГОС, утвержденного приказом
Минобразования от 05.03.2004 № 1089, изучение родного языка
возможно в рамках федерального, регионального и школьного компонента (письмо
Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08).
Ситуация: можно ли не вводить родной язык в учебный план, если
родители выбрали русский язык в качестве родного, но в
учебном плане уже есть предмет «Русский язык»
Нет, нельзя.
«Русский язык» и «Родной язык» –
это разные предметы из разных предметных областей (п. 19.3
ФГОС НОО, п.
18.3.1 ФГОС ООО, п.
18.3.1 ФГОС СОО). Изучать их нужно отдельно.
Ситуация: как сдавать ГИА по родному языку
Школьники, которые изучали родной
язык из числа языков народов РФ и литературу на родном языке, могут выбрать
экзамен по родному языку и (или) родной литературе (п. 4
Порядка проведения ГИА). Экзамен по выбору в рамках государственной
итоговой аттестации проводят в порядке, который установлен региональными
органами управления образованием (ч. 13
ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Примеры учебных планов по
образовательным предметам «Родной язык» и «Родная литература»
Фрагмент учебного плана для
начальной школы
На примере 1-х классов
(Обязательная часть)
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
|||
Предметы |
1А |
1Б |
1В |
1Г |
|
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
Литературное чтение |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
|
Родной язык и литературное чтение на родном языке |
Родной язык |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Литературное чтение на родном языке |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Фрагмент учебного плана для
основной школы
На примере 5–6-х классов
(Обязательная часть)
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
|||
Предметы |
5А |
5Б |
6А |
6Б |
|
Русский язык, литература |
Русский язык |
3,8 |
3,8 |
5 |
5 |
Литература |
1,8 |
1,8 |
2 |
2 |
|
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
0,2 |
0,2 |
|
|
Родная литература |
0,2 |
0,2 |
|
|
Фрагмент учебного плана для
старшей школы
На примере 10–11-х классов,
профиль: физико-химическое направление
(Часть, формируемая участниками
образовательного процесса)
Предметные области |
Классы |
Количество часов в неделю |
|
Предметы |
10А |
11А |
|
Русский язык, литература |
Русский язык (практикум) |
0,6 |
1 |
Литература |
|
|
|
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
0,2 |
|
Родная литература |
0,2 |
|
© Материал из Справочной системы
«Образование»
vip.1obraz.ru
Дата копирования: 10.09.2018